В этой ситуации нужно помнить: в п.13.7 ПДД указано, что главное при проезде перекрестка - правильно въехать на него. Мигающий зеленый сигнал разрешает движение. А начав такой маневр, необходимо закончить его, даже если на светофоре уже горит красный. В самом деле, не стоять же водителю посреди перекрестка, дожидаясь разрешающего сигнала. Вот это уж точно будет созданием аварийной ситуации!
Именно поэтому смело спорьте с инспектором, требуйте составления протокола и в графе, предназначенной для ваших объяснений, излагайте свою позицию, подкрепленную ПДД.
Если же вы действительно проехали перекресток на красный свет, то можете попытаться оспорить это серьезное нарушение: просто пишите в протоколе «Не согласен»,а потом пусть сам инспектор доказывает, что вы нарушили ПДД. Однако помните, что сотрудник ГИБДД для доказательства своей правоты может привлечь в качестве свидетеля своего напарника и использовать данные фото- и видеосъемки (перекресток вполне может быть оборудован камерой слежения). И тогда вам не позавидуешь: вы не только совершили грубый проступок, но и не признаете вины!
Оправдаться можно только в том случае, если вы проехали перекресток, стремясь предотвратить ДТП, и при этом сами не создали аварийной ситуации. Например, вы увидели в зеркало заднего вида, что на вас несется, не сбавляя скорости, другой автомобиль, а на перекрестке в этот момент не было ни пешеходов, ни транспортных средств.
Если все было примерно так, лучше объяснить это инспектору и, если есть такая возможность, даже указать ему на этот автомобиль — вполне вероятно, что он также проскочит перекресток на красный свет. После подобных объяснений порядочный сотрудник ГИБДД вполне может просто отпустить вас с миром.
Светофор не работает
Случается, что нарушение ПДД, а то и ДТП произошло по вине дорожных служб или даже ГИБДД, которая должна контролировать их работу. Самый распространенный пример — испорченный светофор, мигающий желтым светом, или неработающий, что, в принципе, одно и то же. В подобной ситуации, исходя из ПДД, вы должны руководствоваться знаками приоритета или, при их отсутствии, правилами проезда нерегулируемых перекрестков.
Например, вы подъезжаете к перекрестку и останавливаетесь на красный свет. Стоите некоторое время и понимаете, что зеленый загорится нескоро, так как светофор просто не работает. А машины на пересекаемой улице постоянно едут на свой зеленый. Как поступить? Ведь водители, едущие на зеленый, просто не знают, что светофор сломан, и едут в соответствии с правилами.
Наилучший способ в этой ситуации — найти объезд, но это не всегда возможно. Можно позвонить в ГИБДД и объяснить ситуацию. В этом случае к перекрестку через некоторое время прибудет регулировщик. И хоть это приведет к большому количеству потерянного времени, в данной ситуации это будет самый лучший выход, поверьте.
Зачастую же нервы не выдерживают и вы в подобной ситуации воспринимаете красный сигнал как знак «Уступи дорогу». Выбрав момент, когда на пересекаемой улице никого не будет, вы проезжаете перекресток на красный свет. Если вдруг случится ДТП, то вы в нем будете признаны виновным.
Однако не забывайте, что в описанной ситуации вину с вами должны разделить дорожные службы и ГИБДД, призванные обеспечивать нормальную работу дорожного оборудования. Особенно если вы не поленились и сообщили о неработающем светофоре.
Чуть менее безобидна ситуация, когда на всех светофорах на перекрестке горит красный свет. В этом случае при ДТП виновными признают обоих водителей. Однако опять-таки не забывайте, что соответчиками должны выступать дорожная служба и ГИБДД.
Но самая неприятная ситуация, когда на всех светофорах радостно горит зеленый — в этом случае не исключена авария с человеческими жертвами. И в случае ДТП вина будет лежать целиком и полностью на ГИБДД и дорожных службах. Правда, при условии, что никто из участников аварии не ехал с превышением скорости и не нарушал других правил.
Перекресток или нет?
Довольно часто вопрос, является ли пересечение улиц перекрестком, становится находкой для хитрых инспекторов ДПС, умеющих выловить в потоке машин новичка.
Ситуация развивается следующим образом.
Вы двигаетесь по улице и проезжаете выезд из жилого массива (двора), где несколько автомобилей ожидают возможности выехать на дорогу. И тут вас останавливает инспектор ДПС и сообщает, что вы нарушили ПДД, проигнорировав помеху справа. С одной стороны, инспектор вроде бы прав. С другой — вы чувствуете какой-то подвох.
Действительно, пропускать машины, выезжающие из каждого двора и других прилегающих территорий на улицу, несколько нелогично. И вы совершенно правы, потому что подобные пересечения не являются перекрестками и об этом прямо говорят ПДД.
Есть и еще один нюанс, который иногда используется сотрудниками ДПС, и касается он зон действия дорожных знаков. Как вы помните, зона действия любого знака распространяется до ближайшего перекрестка. Зачастую инспектор может обвинить вас, к примеру, в превышении скорости, мотивируя это тем, что пересечение улиц, которое вы только что миновали, перекрестком не является, так как там нет специальных знаков, обозначающих перекресток.
Порекомендуйте такому инспектору повнимательнее прочитать ПДД: ни о каких специальных обозночениях перекрестков ПДД в их определении не упоминают.