С 26.03.2020г. Торгово-промышленная палата РФ и региональные подразделения начали осуществлять выдачу сертификатов о форс-мажоре (обстоятельствах непреодолимой силы)
Телефон Горячей Линии для жителей Москвы и Московской области
Юридическая Консультация в Офисе и по Телефону
С 9-00 до 21-00
(916) 116-44-78
Своевременное и обоснованное решение вопроса о возбуждении уголовного дела и признании заявителя о совершенном в отношении его преступлении в качестве потерпевшего открывает для правоохранительных органов возможность для быстрого и полного раскрытия совершенного преступления, а также для действенной защиты конституционных прав и законных интересов потерпевших. Часть 2 ст. 140 УПК РФ устанавливает, что основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Для определения достаточности данных о совершении преступления дознаватель и следователь обязаны тщательно проверять устно сообщенные или письменно заявленные потерпевшим обстоятельства и представленные им предметы, документы или иные данные в качестве доказательств. Если работники правоохранительных органов государства по тем или иным причинам не производят своевременно осмотр места происшествия, не выявляют и не сохраняют предметы и следы совершенного преступления, надлежаще не оценивают представленные потерпевшим документы и иные предметы, которые прямо указывают на высокую вероятность факта совершения преступления и могут иметь доказательственное значение по делу, то их решения как об отказе в возбуждении уголовного дела, так и о возбуждении уголовного дела и признании заявителя о преступлении в качестве потерпевшего являются необоснованными и незаконными.
Должностное лицо органа дознания, дознаватель и следователь обязаны возбудить уголовное дело и признать пострадавшего от преступления потерпевшим после сбора минимального объема необходимых данных, которые указывают на признаки преступления, поскольку полный и окончательный сбор достаточных доказательств осуществляется на всем протяжении дознания, предварительного и судебного следствия при обязательном участии потерпевшего.
Без предварительного признания и последующего активного участия потерпевшего в уголовном процессе полный и окончательный сбор достаточных доказательств для вынесения обвинительного заключения и передачи материалов уголовного дела в суд просто невозможен. Поэтому момент вынесения правоохранителями постановления о признании жертвы преступления в качестве потерпевшего и допуска его к участию в уголовном судопроизводстве должен существенно предшествовать полному и окончательному сбору достаточных доказательств. Иными словами, дознаватель или следователь обязаны возбуждать уголовное дело и признать заявителя в качестве потерпевшего не тогда, когда ими уже полностью собраны все доказательства для обвинения подозреваемого в совершении преступления, но гораздо раньше, когда выявлены только некоторые самые главные обстоятельства и признаки сообщенного преступления, однако когда еще не установлены личность подозреваемого, мотивы совершения последним преступления и многие другие обстоятельства дела. Остальные обстоятельства должны быть расследованы при полномерном процессуальном участии уже юридически признанного потерпевшего с присущим ему полным набором процессуальных прав и обязанностей в предварительном и судебном следствии. Например, если в правоохранительные органы обратился человек с заявлением о том, что на его жизнь было совершено покушение посредством выстрела из огнестрельного оружия, то после незамедлительного осмотра места происшествия и выявления следов преступления в виде пули или гильзы от патрона, специфических повреждений окружающих место совершения преступления предметов и т.п. они еще до полного выяснения многих других обстоятельств дела обязаны сразу же возбудить уголовное дело и признать заявителя потерпевшим с тем, чтобы уже с его процессуальным участием и активной помощью в ходе предварительного следствия предпринять все необходимые следственные действия для раскрытия преступления, выявления виновного и привлечения его к уголовной ответственности.
Вопрос о достаточности данных для возбуждения уголовного дела является непростым, и об этом свидетельствует значительная часть неправомерных отказов от возбуждения уголовного дела и признания заявителя в качестве потерпевшего. Неправомерный, или незаконный, отказ в признании потерпевшим фактически пострадавшего лица нередко остается в силе даже после подачи соответствующим лицом жалобы в суд в порядке ст. 125 УПК РФ, так как сами суды не производят те действия, которые присущи органам дознания, следствия или прокуратуры (например, осмотр места происшествия, приобщение представленных пострадавшим доказательств к делу, медицинское освидетельствование и т.д.), а только могут отменить незаконное постановление дознавателя или следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и возвратить дело для дополнительного производства, которое при недобросовестности (корыстная или иная заинтересованность) и некомпетентности (отсутствие специального юридического образования или положительных навыков для проведения дознания или следствия) правоохранителей может снова оказаться безрезультатным. Именно коррумпированность или профессиональное невежество правоохранителей, наряду с другими (идеологическими, политическими, экономическими, этническими) обстоятельствами жизни, является также причиной признания потерпевшими физических или юридических лиц без достаточных на то оснований по заказным делам.
В отличие от судебного приговора, который должен быть основан на убеждающей полноте всех истинных обстоятельств совершенного преступления, постановление дознавателя или следователя о возбуждении уголовного дела должно быть основано на достаточно высокой вероятности факта и признаков предусмотренного уголовным законодательством преступления. Так, например, по справедливому замечанию отдельных авторов, закон не требует, чтобы знание о наличии признаков преступления было достоверным, поскольку такой уровень познания достигается лишь тогда, когда эти признаки установлены в необходимой совокупности, характеризующей деяние как общественно опасное и уголовно наказуемое. Орган дознания делает обоснованное предположение о том, что указанные заявителем данные имеют место, но приступает к их расследованию и доказыванию в процессе своей деятельности. Проверяя то или иное сообщенное обстоятельство, дознаватель или следователь в процессе расследования приходит к выводу о достаточности данных для возбуждения уголовного дела, хотя их единственным источником является заявление потерпевшего.
Без предварительного вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и признания заявителя о совершенном преступлении потерпевшим последний не сможет стать участником уголовного процесса и использовать предоставленные ему УПК РФ реальные возможности оказать помощь правоохранителям в процессе собирания и представления достаточных для вынесения обвинительного заключения доказательств по делу. Своевременное возбуждение уголовного дела является одним из условий реализации конституционного положения об обеспечении доступа потерпевшего от преступления к правосудию. Обеспечить доступ потерпевшего от преступления к правосудию и защитить нарушенные преступлением его права и законные интересы можно только при условии, что должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство, действуют активно, законно, обоснованно, профессионально грамотно.
Между тем по действующему УПК РФ признание в качестве потерпевшего связывается лишь с фактом причинения вреда, тогда как в практике органов дознания, следствия и суда такое признание может быть сделано также и в случаях покушения на совершение преступления, которые не обязательно предполагают фактическое причинение вреда. Например, в случаях покушения на убийство, когда преступник не по своей воле не добивается желанного результата убийства в попытке отравить свою жертву тем или иным ядом или удушающим газом. На наш взгляд, достаточным основанием для признания лица потерпевшим могут быть также уже совершенные чьи-то преступные действия, которыми создалась непосредственная и реальная угроза его жизни, здоровью или имуществу, а не только реальное причинение ему того или иного вреда. К примеру, если совершено покушение на жизнь человека посредством неудачного выстрела в него и он даже об этом не знает, но возбуждено уголовное дело по данному факту, то в качестве потерпевшего должен быть признан данный человек, ибо именно его жизнь была правоохраняемым объектом и именно его человеческое достоинство, моральные и иные права должны стать предметом судебного разбирательства.
Юридический смысл понятий «актуальный потерпевший» и «потенциальный потерпевший» заключается в том, что актуальным потерпевшим является законно признанное органами дознания и следствия фактически пострадавшее лицо, которое уже получило статус потерпевшего со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Потенциальный потерпевший по причине незаконного отказа в признании его потерпевшим не имеет соответствующего уголовно-процессуального положения, но как реально пострадавшее от преступления лицо имеет другой статус считающего себя пострадавшим заявителя, который имеет потенциальную возможность получить статус признанного (или актуального) потерпевшего.
Следует заметить, что согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.06.2010 № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве», если совершенное преступление являлось неоконченным (приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению или покушение на преступление), суду при решении вопроса о признании лица потерпевшим следует установить, в чем выразился причиненный ему вред. При этом не исключается возможность причинения такому лицу морального вреда в случаях, когда неоконченное преступление было направлено против конкретного лица.
Однако на практике возникают ситуации, когда по не зависящим от воли злоумышленников обстоятельствам реальный вред не был причинен потенциальной жертве преступления, но наличествуют все очевидные признаки усеченного состава преступления, скажем, приготовления или покушения на совершение террористического акта посредством покупки большого количества огнестрельного оружия и взрывчатых веществ недалеко от предполагаемого места совершения преступления. Или же приведем другой пример, когда предполагаемой жертве преступления вместе с пищей был предложен смертельный яд, но по не зависящим от воли преступников обстоятельствам пища не была принята ей и преступный замысел так и не был реализован, но был своевременно раскрыт заявителем о преступлении. В таких ситуациях есть достаточные основания для возбуждения уголовного дела по соответствующим статьям УК РФ и признания заявителя потерпевшим, поэтому нет необходимости ждать вынесения постановления о возбуждении уголовного дела до наступления вреда.
По действующему уголовно-процессуальному законодательству России момент возбуждения уголовного дела и признания заявителя потерпевшим определяют орган дознания, дознаватель и следователь после выявления факта причинения лицу физического, имущественного или морального вреда и наличия причинной связи между преступным деянием и наступившим ущербом. На практике же представители правоохранительных органов по вполне понятным причинам, но зачастую вопреки логике уголовно-процессуального доказывания выносят такое постановление о признании заявителя в качестве потерпевшего, как правило, не в самом начале, а ближе к концу процесса дознания или предварительного следствия.
Распространенными на практике являются случаи, когда отдельные дознаватели и следователи отказываются принять от заявителей предметы в качестве доказательства факта совершения преступления и подвергнуть их экспертизе, мотивируя указанные действия тем, что на основании ч. 2 ст. 81 УПК РФ это допустимо только после возбуждения уголовного дела. В таких случаях, когда представленные заявителем предметы являются одним из основных доказательств, указывающих на факт совершения преступления в отношении заявителей (к примеру, представленный заявителем яд в качестве доказательства о попытке его отравления), следователь и дознаватель немогут в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законом назначить и провести экспертизу без возбуждения уголовного дела, а уголовное дело не может быть возбуждено без предварительного принятия и последующей экспертной оценки представленных заявителем предметов, указывающих на признаки совершенного против него преступления. Такие решения органов дознания, дознавателей и следователей являются следствием отсутствия четкого регулирования в уголовно-процессуальном законодательстве механизма и процедуры представления доказательств, их оценки и исследования на стадии возбуждения уголовного дела.
Изложенные обстоятельства приводят к нарушениям прав потерпевших, также являются следствием того, что многие жертвы преступлений подчас не решаются сообщать о совершенных против них преступлениях в соответствующие правоохранительные органы, не хотят связываться с ними вообще, будучи уверены в том, что никакой реальной защиты своих прав они все равно не получат.
Вовсе не случайно то, что, по данным судебно-правовой статистики, в России ежегодно жертвами преступлений становятся до 4 миллионов человек. Следует отметить, что, по оценкам экспертов, на одно зарегистрированное преступление в России приходится четыре незарегистрированных.
Проведенные опросы общественного мнения в ходе настоящего исследования показали, что в РФ более 75 процентов лиц, пострадавших от преступлений, предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, будучи уверены в том, что защиты от последних не получат.
О неудовлетворительном состоянии дел по своевременному возбуждению уголовных дел и признанию заявителей потерпевшими свидетельствует статистика.
Очевидно, что произвольная задержка органом дознания, следствия или прокуратуры момента вынесения постановления о признании заявителя в качестве потерпевшего неправомерно лишает жертву преступления необходимой и реальной возможности принять активное участие в рассмотрении собственного дела в виде заявления соответствующих ходатайств и жалоб на неправомерный ход дознания или предварительного следствия, в частности когда нарушаются его процессуальные права и законные интересы. Предусмотренные действующим российским уголовно-процессуальным законодательством неотложные следственные действия, предпринятые правоохранительными органами сразу же после получения сообщения или заявления о преступлении, являются первейшей гарантией раскрытия совершенного преступления, изобличения виновного лица, а также своевременной компенсации причиненного потерпевшему ущерба. Согласно п. 19 ст. 5 УПК РФ неотложными следственными действиями являются те следственные действия, которые дознаватели обязаны незамедлительно совершить после возбуждения уголовного дела для обнаружения и фиксации следов и доказательств преступления. Например, работники правоохранительных органов после получения сообщения о совершенном разбойном нападении или грабеже обязаны сразу же допросить тяжело раненного потерпевшего от преступления, осмотреть место происшествия, зафиксировать и закрепить все визуальные и вещественные доказательства, назначить и произвести соответствующие освидетельствования и экспертизы, а также принять все меры по розыску и поимке преступников по горячим следам.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство не содержит полного перечня неотложных следственных действий, и потому любое из указанных в УПК следственных действий может стать неотложным в зависимости от конкретных обстоятельств совершенного преступления. Ясно только то, что мерой оценки неотложности того или иного следственного действия является вероятность изменения, полного исчезновения или утери доказательств, без своевременной фиксации и закрепления которых расследование совершенного преступления может потерять всякие возможные перспективы.
Согласно ч. 4 ст. 146, ч. 2 ст. 176 УПК РФ для закрепления следов преступления и установления лица, которое совершило преступление, органы дознания и предварительного следствия правомочны и обязаны производить осмотр места происшествия для проверки обстоятельств преступления, о котором они получили сообщение. Однако производство личного освидетельствования заявителя и судебной экспертизы до возбуждения уголовного дела действующим уголовно-процессуальным законодательством прямо не предусмотрено, хотя для проверки фактов о сообщении преступления такая экспертиза была бы не только целесообразна, но во многих случаях просто необходима. Например, если гражданин обращается в органы внутренних дел или прокуратуры с заявлением о совершении против него попытки отравления удушающим газом либо кислотными или щелочными испарениями и при этом представляет пра- / воохранителям образцы своей отравленной слюны, то без криминалистической экспертизы этих образцов трудно установить достоверность фактов, указывающих на признаки совершенного против него преступления, так как осмотр места происшествия и результаты его личного освидетельствования могут оказаться недостаточными для возбуждения уголовного дела и признания заявителя потерпевшим. Следовательно, в статьи 144, 179 и 195 УПК РФ, которые устанавливают порядок производства освидетельствования и судебной экспертизы, необходимо внести дополнения о порядке производства освидетельствования и судебной экспертизы до возбуждения уголовного дела и признания заявителя в качестве потерпевшего. Причем такой порядок должен быть обязательным для до-знавателей и следователей, и потому их отказ от проведения освидетельствования или судебной экспертизы до возбуждения уголовного дела и признания заявителя потерпевшим должен считаться необоснованным или иногда даже преступным бездействием, которое закономерно может повлечь за собой незаконный отказ от возбуждения уголовного дела и признания заявителя потерпевшим со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.
Следственно-судебная практика показывает, что органы дознания и предварительного следствия по причине незаинтересованности и халатного отношения к выполнению своих прямых обязанностей нередко нарушают десятидневный срок для направления возбужденного уголовного дела руководителю следственного органа для определения его подследственности в соответствии со ст. 157 УПК. В отдельных случаях правоохранительные органы не производят осмотр места происшествия (кражи, попытки убийства или отравления), но своими запоздалыми и стандартными отписками («заявитель добросовестно заблуждается», «факты, сообщенные заявителем, не подтвердились», «недостаточно доказательств» и т.п.) под угрозой привлечения к уголовной ответственности и наказанию за ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ ставят заявителя в такое положение, пока он «добровольно» не откажется от своего заявления или не перестанет обращаться с жалобами в вышестоящие инстанции о том, что он добросовестно не заблуждается и что указанные попытки совершения преступления продолжают систематически совершаться.
Во время допроса потерпевший должен иметь право собственноручно письменно изложить свои показания, а дознаватели, следователи, прокуроры и судьи обязаны принимать эти письменные показания потерпевшего и приобщать их к материалам дела. Иными словами, в п. 2 ч. 2 ст. 42 УПК должно быть внесено соответствующее дополнение о праве потерпевшего давать представителям правоохранительных органов государства собственноручно записанные показания. В практике досудебного следствия уголовного дела нередко дознаватели и следователи вместо записанных самими потерпевшими показаний в материалы дела подсовывают выгодные для их заранее запланированного бездействия свои записи показаний потерпевшего, которого всякими неправомерными методами воздействия заставляют расписываться под тем, чего он не говорил в своих показаниях.
Правоохранительным органам не следует пренебрегать показаниями и объяснениями потерпевших, пренебрежительно или предосудительно считая их плодами «добросовестного заблуждения». Кстати говоря, такая типовая отговорка дознавателей и следователей в правоприменительной практике вовсе не является редкостью становится предметом критики работы правоохранительных органов в средствах массовой информации.
Жизнь показывает, что нередко некоторые дознаватели и следователи, ссылаясь на недостаточную оплату своего труда и недостаточное количество штатных правоохранителей, пытаются путем обмана или психологического давления склонить заявителей к отказу от уже поданного заявления, в грубой форме отказывают в возбуждении уголовных дел, а иногда даже делают попытки для укрытия преступлений от их регистрации и учета путем их незаконной перерегистрации, сокрытия заявления и материалов проверки. Обычными необоснованными и незаконными отговорками подобных действий и решений правоохранительных органов являются следующие неправомерные основания: «добросовестное заблуждение заявителя о преступлении», «безответственное отношение потерпевшего к краденному своему имуществу», «малоценность краденного имущества», «недоказанность наличия у заявителя украденного имущества», «неустановленность факта кражи имущества», «нежелание заявителя признать его в качестве потерпевшего» и т.п. Причем, как отмечают некоторые исследователи, уголовные дела не возбуждаются особенно по сообщениям о тяжких и особо тяжких преступлениях, в частности об убийстве или безвестной пропаже людей.
Для обоснованного и своевременного возбуждения уголовного дела и признания заявителя потерпевшим, наряду с осмотром места происшествия и допроса потерпевшего, должно обязательно проводиться также освидетельствование пострадавшего. Согласно ст. 179 УПК РФ освидетельствование имеет целью обнаружение на теле потерпевшего следов преступления, телесных повреждений (ранений, ушибов, кровоподтеков, шрамов, кровяных мазков, признаков отравления), особых примет (имеющих особое расположение родимых пятен, послеоперационных рубцов, татуировок); фиксации особых состояний (болезни, страха, переутомления, алкогольного или наркотического опьянения, нарушения речи, дрожания пальцев). По справедливому мнению некоторых авторов, к принудительному освидетельствованию представители правоохранительных органов должны прибегать только в тех случаях, когда исчерпаны все возможности убеждения потерпевшего в том, что совершенное против него преступление можно будет раскрыть только после его освидетельствования.
В соответствии с п. 4 ст. 195 УПК РФ судебная экспертиза в отношении потерпевшего, кроме случаев, предусмотренных п. 2, 4 и 5 ст. 196 УПК РФ (установление его фактического возраста, характера и тяжести вреда, причиненного потерпевшему, установление его дееспособности), производится с их письменного согласия или согласия их законных представителей. Понятие «дееспособное лицо», примененное к потерпевшему, означает ответственное й адекватное восприятие лицом факта и обстоятельств совершенного против него уголовно наказуемого деяния, его способность адекватно воспринимать реальные факты либо добросовестно заблуждаться.
Согласно статьям 42, 195, 198 и 206 УПК РФ потерпевший вправе в любой момент знакомиться со всеми материалами назначенной и произведенной экспертизы, заявлять отвод эксперту и ходатайствовать о назначении дополнительной или повторной экспертизы. Дело в том, что, по данным судебной статистики, в правоприменительной практике каждая третья экспертиза назначалась несвоевременно, т.е. неправомерно откладывалась, перед экспертом ставились не все необходимые вопросы для выявления истины по делу.
Все сведения и вещественные доказательства, переданные потерпевшим, органы дознания, предварительного следствия и суда должны тщательно проверять и приобщать к материалам уголовного дела. При этом в случае сомнения правовой значимости того или иного сведения и доказательства, которые, как правило, должны быть приобщены к материалам уголовного дела и сохранены в надлежащих условиях, все сомнения должны быть истолкованы в пользу потерпевшего, пока не будет доказано обратное. У работников правоохранительных органов всегда останется возможность привлекать недобросовестного или злонамеренного заявителя о якобы совершенном против него преступлении (например, при инсценировке совершения против него преступления) к уголовной ответственности за ложный донос или за дачу ложных показаний. Но когда сведения, сообщенные заявителем, и представленные им доказательства по причине лени, невежества или корыстной заинтересованности представителей правоохранительных органов не принимаются и не подвергаются надлежащей проверке и правовой оценке, то многие совершенные преступления просто оставляются нераскрытыми, преступники по причине своей безнаказанности еще больше активизируют реализацию своих разрушительных планов. Жертвы же преступлений и общество в целом все больше начинают испытывать возрастающее недоверие и неприязнь к правоохранителям.
Для своевременного и обоснованного возбуждения уголовного дела и признания заявителя потерпевшим важна также правильная квалификация признаков предполагаемого преступления, о котором заявило считающее себя пострадавшим лицо. Например, в делах о нанесении оскорбления или клевете вопрос о наличии или отсутствии состава преступления в действиях подсудимого должен быть решен только с учетом субъективного отношения потерпевшего к содеянному против него правонарушению. Стало быть, отказ в возбуждении уголовного дела частного обвинения или вынесение оправдательного приговора по мотивам малозначительности содеянного является неправомерным решением и подлежит немедленной отмене со стороны вышестоящих правомочных органов или суда.
Неправомерным также будет решение об отказе в возбуждении уголовного дела в случае, когда деяние против заявителя совершено душевнобольным человеком, который находился в невменяемом состоянии.
Неправомерный и необоснованный отказ дознавателя или следователя в возбуждении уголовного дела или его прекращение «непризнанный потерпевший» вправе обжаловать прокурору или в суд в порядке ст. 124 и 125 УПК РФ. Такая жалоба на незаконные решения, действия или бездействие представителей правоохранительных органов должна быть рассмотрена судом с участием заявителя и его представителя, а также иных заинтересованных в данном деле лиц. Заявитель имеет право обосновывать свою жалобу всеми не запрещенными законом способами, а также после выступления всех других участвующих в данном судебном заседании лиц выступить с соответствующей репликой.
Часть 7 ст. 125 УПК РФ полагает, что принесение жалобы потерпевшим на решение, действие или бездействие представителей правоохранительных органов не приостанавливает производство обжалуемого решения, действия или бездействия, «если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор или судья». Здесь возникает естественный вопрос: а если «неприостановление», т.е. исполнение обжалуемого потерпевшим решения, может привести к необратимым и невосполнимым последствиям, то как же должен поступить суд? Представляется, что в данном случае в указанное положение закона необходимо внести поправку о том, что исполнение обжалуемого решения представителей правоохранительных органов должно быть приостановлено судом до принятия окончательного решения, если оно, по мнению суда (а не помнению самих работников правоохранительных органов, которые по известным причинам не захотят признаться в неправомерности собственных действий или бездействия), может иметь необратимые и невосполнимые вредные последствия. Во всех подобных случаях действующее российское законодательство должно по возможности умерить усмотрительный произвол работников правоохранительных органов, дать больше правомерных возможностей потерпевшим иметь беспрепятственный доступ к правосудию и посредством суда самостоятельно защитить свои конституционные права и законные интересы.
О важнейшей обязанности прокуроров в деле защиты прав и законных интересов потерпевших от преступлений указывалось в ведомственных распоряжениях и приказах Генерального прокурора РФ, в которых обращено внимание нижестоящих прокуроров на внимательное отношение к рассмотрению жалоб и заявлений о совершенных преступлений, принятие всех необходимых мер к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального вреда.
В пункте 3.1 совместного Приказа Генеральной прокуратуры РФ № 18 и МВД России № 350 от 16 мая 2005 г. «О мерах по укреплению законности при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела» установлено, что необходимо обеспечить рассмотрение материалов об отказе в возбуждении уголовного дела не позднее 24 часов с момента поступления их в прокуратуру, а также давать надлежащую правовую оценку принятого органом дознания или следствия решения по отказным делам.
В соответствии с ч. 6 ст. 148 УПК РФ, признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Признав постановление органа дознания или дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями.