Телефон Горячей Линии для жителей Москвы и Московской области

Юридическая Консультация в Офисе и по Телефону

С 9-00 до 21-00

(916) 116-44-78

Адвокат Лисенков Денис Валентинович


РЕШЕНИЕ ВАШИХ ПРОБЛЕМ:
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Могут ли быть ограничены права предусмотренные Конституцией РФ введением Федерального Закона от 01.04.2020г. №98-ФЗ

 

 Могут ли быть ограничены права предусмотренные Конституцией РФ введением Федерального Закона от 01.04.2020г. №98-ФЗ

31.03.2020г. Государственной Думой РФ был принят Федеральный Закон вступающий в силу с 01.04.2020г. №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Источник публикации Закона №98-ФЗ «Официальный интернет-портал правовой информации, государственная система правовой информации»:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004010072?index=0&rangeSize=1)

Напомним, что ранее Указом мэра г.Москвы от 29.03.2020г. №34-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020г. №12-УМ» в связи с угрозой распространения в г.Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с пп.«б» п.6 ст.41 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории г.Москвы был введен режим повышенной готовности (п.1 названного Указа) (Источник публикации - «Российская газета»: https://rg.ru/2020/03/29/moscow-ukaz34-reg-dok.html). Пунктом 9 названного Указа власти пытаются обязать граждан не покидать места проживания (пребывания) за исключением крайней необходимости, по сути – в связи с угрозой распространения в г.Москве коронавирусной инфекции (2019-nCoV). Однако, введенные ограничения  на права граждан предусмотренные ст.27 Конституции РФ (часть пунктов/подпунктов Указа), на наш взгляд (по состоянию на 30.03.2020г.) нельзя признать законными т.к. они не соответствовуют действующей Конституции РФ (более подробно см.статью - Правомерность Указа мэра г.Москвы от 29.03.2020г. №34-УМ по ограничению передвижения граждан).

Далее ситуация развивалась следующим образом: глава российского правительства премьер-министр РФ Мишустин М.В. рекомендовал последовать примеру г.Москвы и остальным регионам страны, что соответственно 31.03.2020г. и было сделано, т.е. по состоянию на 01.04.2020г. 73 региона РФ ввели режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в т.ч. с ограничениями по передвижению граждан (некотрые регионы ввели режим карантина, что на наш взгляд регламентируется не Федеральным законом от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а прежде всего Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в котором детально прописан механизм введения карантина, а также права и обязанности граждан, организаций, ответственных лиц и пр..). Однако, ч.3 ст.55 Конституции РФ предусмотрено - "...Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства...."

Список регионов (областей) по состоянию на 01.04.2020г. в которых введен режим карантина:

1.Адыгея

2.Алтай (республика)

3.Алтайский край

4.Амурская область

5.Архангельская область

6.Астраханская область

7.Башкортостан

8.Белгородская область

9.Брянская область

10.Бурятия

11.Владимирская область

12.Волгоградская область

13.Вологодская область

14.Воронежская область

15.Дагестан

16.Забайкальский край

17.Ивановская область

18.Ингушетия

19.Иркутская область

20.Кабардино-Балкария

21.Калининградская область

22.Калмыкия

23.Калужская область

24.Камчатский край

25.Карачаево-Черкесия

26.Карелия

27.Кемеровская область

28.Кировская область

29.Коми

30.Костромская область

31.Краснодарский край

32.Красноярский край

33.Курганская область

34.Курская область

35.Ленинградская область

36.Липецкая область

37.Магаданская область

38.Марий Эл

39.Московская область

40.Мордовия

41.Московская область

42.Мурманская область

43.Нижегородская область

44.Новгородская область

45.Новосибирская область

46.Омская область

47.Оренбургская область

48.Пензенская область

49.Пермский край

50.Приморский край

51.Псковская область

52.Ростовская область

53.Рязанская область

54.Самарская область

55.Саратовская область

56.Сахалинская область

57.Свердловская область

58.Северная Осетия

59.Смоленская область

60.Ставропольский край

61.Тамбовская область

62.Татарстан

63.Тува

64.Томская область

65.Тюменская область

66.Удмуртия

67.Ульяновская область

68.Хабаровский край

69.Хакасия

70.Челябинская область

71.Чечня

72.Чувашия

73.Якутия (некоторые районы)

Теперь, после краткой аннотации происходящей ситуации, постараемся разобраться что к чему и, соответственно что из чего, следует в связи с принятием 31.03.2020г. Государственной Думой РФ Федерального Закона от 01.04.2020г. №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»…

Введением указанного Федерального закона от 01.04.2020г. №98-ФЗ в ряд законов были внесены ряд изменений и дополнений, в т.ч. в частности в Федеральный закон от 21.12.1994г. №68-ФЗ (ред. от 03.07.2019г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Приводить весь текст Федерального закона от 01.04.2020г. №98-ФЗ не имеет смысла, т.к. с указанным ФЗ можно ознакомиться непосредственно на официальном интернет-портале правовой информации, государственной системе правовой информации (см.ссылку вверху наст.ст.). В данном случае нас прежде всего интересует понятие введения чрезвычайного положения и понятие введения чрезвычайной ситуации, т.к. прежде всего указанным введением на граждан предположительно могут распространяться ограничения на их передвижения. Постараемся разобраться так ли это на самом деле…

Согласно принятого Закона №98-ФЗ в ст.10 «Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ были внесены такие существенные дополнения как подпункты «а1» и «а2», т.е. Правительство Российской Федерации было наделено дополнительными полномочиями, такими как:

«…а1) принимает решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера;

а2) устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации…»

Указанных расширенных полномочий ранее указанным Законом предусмотрено не было, до этого таким правом (введения режима ЧС) обладал только президент при возникновении ЧС общенационального масштаба, а также региональные и местные власти на отдельных территориях. Далее, соответственно также были внесены дополнительные полномочия и для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций которые закреплены в ст.11 указанного Закона №68-ФЗ, а именно:

- были внесены дополнения для органов государственной власти субъектов РФ:

«…а) пункт 1 дополнить подпунктами «у» и «ф» следующего содержания:

«у) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта;

ф) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а2» статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а1» статьи 10 настоящего Федерального закона…»

также был введен п.11, а именно:

«…б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. В случае установления Правительством Российской Федерации обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения, предусмотренных подпунктом «а2» статьи 10 настоящего Федерального закона, правила поведения, устанавливаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктами «у» и «ф» пункта 1 настоящей статьи, не могут им противоречить…»

Т.е. фактически помимо того, что Правительство РФ было наделено вышеуказанными дополнительными полномочиями, на граждан и на организации также распространили обязанность по соблюдению Правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее – «Правила поведения»).

Термин «правила поведения» достаточно широко применяется в юриспруденции в различных ее отраслях, но в общем, понятие «правил поведения» можно раскрыть обратившись к ее трактовке в книге «Теория государства и права.» под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2001г., а именно:

«…Правила поведения – это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они отличаются предоставительно-обязывающим характером, т.е. устанавливают при наличии соответствующих условий вид и меру охраняемых и гарантируемых государством возможного и должного поведения участников общественных отношений, их взаимные субъективные права и юридические обязанности. Такие правила поведения составляют большую часть правовых норм…»

Согласно ст.56 Конституции РФ -

«…1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации…»

Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ -

"...3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства..."

Тем самым ограничения прав и свобод, предусмотренные Конституцией РФ, могут быть ограничены как федеральным конституционным законом, так и федеральным законом - только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако, Правила поведения, как нам представляется, могут лишь носить характер норм обязывающих граждан, а также организаций соблюдать режим ограничений в виде непосредственного близкого общения между гражданами, соблюдении ношение средств защиты (респираторы, маски, повязки и пр.), ограничения в виде посещений общественных мест и пр., но указанные Правила поведения, на наш взгляд, не могут ограничивать те права, которые гарантированы Конституцией РФ.

02.04.2020г.

P.S.

На момент написания данной статьи Правила поведения еще не были прописаны и утверждены Законодателем, однако на официальном интернет-портале правовой информации, государственной системы правовой информации по адресу:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004030046

появилась информация, что Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №417 были утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации..

 

См.также:

Образец Заявления в Банк о реструктуризации задолженности COVID-19 

Образец Заявления (Требования) Кредитору/Кредитной организации о предоставлении льготного периода

 

С этой статьёй так же читают: