Телефон Горячей Линии для жителей Москвы и Московской области

С 9-00 до 21-00

Юридическая Консультация в Офисе и по Телефону

С 9-00 до 21-00

(916) 688-96-21


(495) 963-23-88

РЕШЕНИЕ ВАШИХ ПРОБЛЕМ В ТРИ ЭТАПА:
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Да будет газ - плати или умри...

Лисенков Денис Валентинович

Юрист

ДА БУДЕТ ГАЗ - ПЛАТИ ИЛИ УМРИ…

В практике юриста довольно часто встречаются ситуации, когда к нему обращаются граждане с мольбой о помощи в решении вопроса по подключению тех или иных энергоресурсов от которых они были отключены вследствие неуплаты ими образовавшейся задолженности за коммунальные платежи.

Особенно данная тема является актуальной в связи с наступлением холодов и как следствие отапливанием занимаемых ими помещений имеющимися у них возможностями, такими как - самодельные печи, камины, настольные свечи и прочие средства, с помощью которых можно хоть как-то согреть помещение и приукрасить свой быт, тем более если у этих граждан – должников имеются малолетние дети, пожилые родственники, иные члены семьи слабо защищенные в социальном плане которые в первую очередь нуждаются в этом быте по определению и не могут обходиться без этих самых коммунальных услуг…

В Жилищном Кодексе РФ (ч.4 ст.3 ЖК РФ) сказано, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами. В ст.546 ГК РФ отражено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.

Но на практике, ограничение граждан в их правах на получения коммунальных услуг имеет место быть и не только по основаниям отраженным в ст.546 ГК РФ.

Рассмотрим данный вопрос с точки зрения Законодателя на примере подачи газоснабжения и его отключения в связи с неуплатой гражданами образовавшейся задолженности за его пользование…

На сегодняшний день, при рассмотрении подобных споров по данной категории дел, по большей части организации, компании и пр.общества, являющиеся поставщиками тех или иных коммунальных услуг (на примере газоснабжения), исходят из того, что газоснабжение - это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, и к ней, согласно §6 «Энергоснабжение» ГК РФ через присоединенную сеть газом (ст.548 ГК РФ), применимы правила о договоре энергоснабжения (ст.ст.539-547 ГК РФ).

Соответственно, указанные организации, в обосновании своих доводов приводят следующие аргументы, а именно:

В соответствии с п.1 ст.539 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент, обязан оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Исходя из ст.153 ЖК РФ - граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п.4 ст.154 ЖК РФ - плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме. Исходя из приведенной нормы газоснабжение входит в состав платы за коммунальные услуги.

Далее, согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Федеральный закон от 31.03.1999г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в РФ, к полномочиям Правительства РФ в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (ст.8 «Полномочия федеральных органов государственной власти в области газоснабжения» ФЗ №69-ФЗ).

В силу п.128 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям бытового газопринимающего оборудования, вводного и внутреннего газопроводы и другого необходимого внутридомового газового оборудования в жилом доме и при соблюдении условий, указанных в п.131 данных Правил (далее - Правила №354).

Пунктом 34 Правил №354 предусмотрено, что потребитель обязан: при обнаружении неисправностей, пожара и аварий во внутриквартирном оборудовании, внутридомовых инженерных системах, а также при обнаружении иных нарушений качества предоставления коммунальных услуг немедленно сообщать о них в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем, а при наличии возможности - принимать все меры по устранению таких неисправностей, пожара и аварий.

Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г. №549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, регламентирующих отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него (далее – Правила №549).

Глава 3 Правил №549 определяет права и обязанности сторон при исполнении договора.

Согласно п.21 Правил №549 абонент обязан оплачивать потребленный газ в установленные сроки и в полном объеме, незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей проверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа; обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации; незамедлительно сообщать в аварийно-диспетчерскую службу об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом; обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки; обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.

Таким образом, абонент как сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его, должен незамедлительно извещать поставщика газа о возникшей неисправности прибора учета газа, обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки, обеспечивая надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.210 ГК РФ), в связи с чем, на абоненте, как собственнике и пользователе газового оборудования, лежит обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния средств измерения - счетчика газа, а также по своевременному предоставлению счетчика на поверку.

Согласно п.40 Правил №549, во взаимосвязи с ч.1 ст.155 ЖК РФ, внесение абонентом поставщику газа платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное. Обязанность по внесению платы за потребленный газ возникает с наступлением расчетного периода, в течение которого имела место первая фактическая подача газа абоненту.

Согласно пунктам 1, 3 Постановления Правительства РФ от 13.06.2006г. №373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа. Методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа утверждается Министерством регионального развития РФ.

На основании п.2.3 «Методики расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа», утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 13.07.2006г. №83, для удобства расчеты норм производятся исходя из равномерного распределения потребляемого газа по месяцам года.

Согласно ст.547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (п.2 ст.15 ГК РФ).

В тоже самое время в силу ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. На основании пунктов 21, 22 Правил №549 поставщик обязуется обеспечивать круглосуточную подачу абоненту газа надлежащего качества в необходимом количестве, абонент в свою очередь оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме.

Согласно п.23 Правил №549 поставщик газа вправе приостанавливать в одностороннем порядке подачу газа до полного погашения абонентом задолженности по оплате потребленного газа.

Порядок и условия приостановления исполнения договора поставки газа, внесения в него изменений и расторжения регламентирован в п.45-54 Правил №549. Согласно п.45 Правил №549 поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в следующих случаях:

а) нарушение исполнения абонентом условий договора о предоставлении информации, без получения которой невозможно определить достоверный (фактический) объем потребленного газа;

б) отказ абонента допускать представителей поставщика газа для проведения проверки;

в) неоплата или неполная оплата потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд;

г) использование абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего оборудованию, указанному в договоре;

д) поступление уведомления от организации, которая по договору с абонентом осуществляет техническое обслуживание внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, об использовании абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего предъявляемым к этому оборудованию нормативным требованиям;

е) отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного со специализированной организацией.

Согласно п.46 Правил №549 до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.

Зачастую, вышеизложенные нормы, поставщиками газа нарушаются и поставщик в самопроизвольном одностороннем порядке, без предварительного надлежащего уведомления, прекращает поставку газа абоненту иногда и путем срезания труб подводки газа, что впоследствии, в случае устранения так называемых нарушений, влечет к повторному подключению (врезанию труб) абонента за которые платит сам абонент. Интересная получается ситуация… мало того что отключили и срезали трубу, так и за то чтобы ее подключить необходимо еще и заплатить и причем не маленькие деньги которые для малообеспеченной семьи (так как в основном отключают именно слабозащищенным слоям населения) могут быть вообще мало подъёмными… Примеров данным нарушениям предостаточно. Это хорошо если те лица (абоненты) которым незаконно отключили газ имеют возможность сами обратиться в прокуратуру (ст.ст.1, 10 Федерального закона от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации») или в суд (ст.ст.2, 3 ГПК РФ) для защиты своих прав и нарушенных интересов, что собственно - защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (ст.2 Конституции РФ), а если не имеют такой возможности, да еще и малообразованны, как им быть тогда в этой ситуации? Более того, зачастую и при обращении в прокуратуру, сама прокуратура бездействует и лицо (в нее обратившееся) вынуждено скитаться по прокуратурам в поисках правды которая где-то затеряна в коридорах властных структур. Да зачастую и суды первой инстанции, в которые обращаются эти лица, нередко бывает также, выносят решения не в пользу абонентов и, лишь пройдя вторую, а иногда и третью судебные инстанции, принимается решение в пользу тех лиц у которых незаконно отключили газ и/или срезали трубу. Естественно, все это время (от 2-х месяцев и более), время скитаний в поисках правды, абонент остается отключенным от газа. Дом, квартира, прочие строения – не отапливаются, быт становиться не устроен, здоровье расшатывается и, впоследствии, как оценить те страдания которые претерпевают эти лица своими скитаниями. Суды, в случае удовлетворения требований заявителя, даже если и заявляются указанными лицами требования по возмещению морального вреда/ущерба (ст.151 и гл.59 §4 «Компенсация морального вреда» ст.ст.1099-1101 ГК РФ), в полной мере его не компенсируют считая, что заявленные требования высоки и если их и удовлетворяют, то существенным образом в заниженном размере… Но абоненты, как правило, это простые граждане не извлекающие прибыль от потребления газа, в отличии от компаний-поставщиков коммунальных услуг, они просто живут в этих строениях и им отопление и пользование коммунальными услугами необходимо в силу своего существования.

Как выше уже было отражено - одной из основ Конституционного строя нашего государства вознесенную в высшею ценность - является человек, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2 Конституции РФ). Однако, само государство, исходя из вышеприведенного, попустительствует управляющим компаниям и прочим проходимцам извлекать прибыль (наживаться) на горестях других. По сути выходит, что Конституция есть, а по факту – законности нет или она есть, но достается с такими терниями, ей Богу порой кажется, что наверное легче родить и по времени быстрее выйдет вместе с зачатием… И в этой связи возникает вопрос – а не пустить ли по этому «адовому кругу» самих поставщиков (управляющие компании и пр.организации) поставляющих до конечного потребителя газ и способных в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа согласно Правилам №549. Нет, конечно же нет, не полностью менять законодательство, а только выборочно, к примеру – ввести ограничение на отключение газа в одностороннем порядке только по судебному решению в таких случаях как (см.п.45 Правил №549):

а) нарушение исполнения абонентом условий договора о предоставлении информации, без получения которой невозможно определить достоверный (фактический) объем потребленного газа;

б) отказ абонента допускать представителей поставщика газа для проведения проверки;

в) неоплата или неполная оплата потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд;

Ведь приведенные правила, это даже не закон – ЭТО ПРАВИЛА т.е. форма нормативного правового акта, которым устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности (Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003г.). В данном конкретном случае Правила №549 - регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него (п.1 Правил №549). Но эти процедурные нормы можно и видоизменить, дополнить/включить, убрать/исключить, или полностью все переписать заново, если это того стоит…

Соответственно и приводимое изменение п.45 Правил №549 затронет не только изменение гражданского законодательства, но возможно и административного…

 

Приложение

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (ст.2);

2. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004г. №188-ФЗ (ст.ст.3, 153-155, 157) (Источник публикации: «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005г., №1 (ч.1), ст.14; «Российская газета», №1, 12.01.2005г.; «Парламентская газета», №7-8, 15.01.2005г.);

3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996г. №14-ФЗ (ст.ст.539-548, 1099-1101) (Источник публикации: «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996г., №5, ст.410; «Российская газета», №23, 06.02.1996г., №24, 07.02.1996г., №25, 08.02.1996г., №27, 10.02.1996г.);

4. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994г. №51-ФЗ (ст.ст.15, 151, 210) (Источник публикации: «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994г., №32, ст.3301; «Российская газета», №238-239, 08.12.1994г.);

5. Федеральный закон от 31.03.1999г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (ст.8) (Источник публикации: «Собрание законодательства РФ», 05.04.1999г., №14, ст.1667; «Российская газета», №67, 08.04.1999г.);

6. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (п.34, п.128, п.131) (Источник публикации: «Собрание законодательства РФ», 30.05.2011г., №22, ст.3168; «Российская газета», №116, 01.06.2011г.);

7. Постановление Правительства РФ от 21.07.2008г. №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (вместе с «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан») (п.1, п.21-23, п.40 п.45-54) (Источник публикации: «Собрание законодательства РФ», 28.07.2008г., №30 (ч.2), ст.3635; «Российская газета», №163, 01.08.2008г.);

8. Постановление Правительства РФ от 13.06.2006г. №373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» (п.1, п.3) (Источник публикации: «Собрание законодательства РФ», 19.06.2006г., №25, ст.2733; «Российская газета», №131, 21.06.2006г.);

9. Приказ Минрегиона РФ от 13.07.2006г. №83 «Об утверждении Методики расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.07.2006г. №8115) (п.2, п.3) (Источник публикации: «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №33, 14.08.2006г.);

10. Федеральный закон от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ст.ст.1, 10) (Источник публикации: «Российская газета», №39 - 18.02.1992г., №229 - 25.11.1995г.; «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 20.02.1992г., №8, ст.366; «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995г., №47, ст.4472);

11. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002г. №138-ФЗ (ст.ст.2, 3) (Источник публикации: «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002г., №46, ст.4532; «Парламентская газета», №220-221, 20.11.2002г.; «Российская газета», №220, 20.11.2002г.);

12. Правила (Источник публикации: Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М.А.Я.Сухарев, В.Е.Крутских, А.Я.Сухарева. 2003г.).

(29.01.2016г.)

 

Обсудить на Форуме

 

Для решения вопроса можете воспользоваться нашим предложением: Бесплатная Юридическая Консультация

С этой статьёй так же читают:

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ

Добавьте файл... captcha



Адвокат Денис Лисенков