Телефон Горячей Линии для жителей Москвы и Московской области

С 9-00 до 21-00

Юридическая Консультация в Офисе и по Телефону

С 9-00 до 21-00

(916) 688-96-21


(495) 963-23-88

РЕШЕНИЕ ВАШИХ ПРОБЛЕМ В ТРИ ЭТАПА:
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Всегда ли прав лицензионный (авторский) договор

Климович Евгений Степанович

Кандидат технических наук

с 1994г. предмет исследования – «Применение методов исследования операций для количественной оценки процессов» (Валоризация)

ВСЕГДА ЛИ ПРАВ ЛИЦЕНЗИОННЫЙ (АВТОРСКИЙ) ДОГОВОР 

(К вопросу о правомерности ограничений прав автора, содержащихся в авторских договорах и правилах публикации авторских материалов)

 

На основе анализа действующего отечественного законодательства и нормативно-правовых документов в области регулирования взаимоотношений между автором и издательством показана неправомерность некоторых ограничений прав автора, содержащихся в договорных документах.

В настоящее время (в условиях перехода экономики нашей страны на рыночные отношения) существенно увеличилось количество различных договоров, посредством которых регулируется взаимодействие сторон (физических и юридических лиц) в процессе их деятельности, в том числе и авторской. В этом плане в трудовой деятельности любого автора рано ли поздно, но практически всегда наступает момент, когда автор заключает договор с издательством о публикации своей работы. В договоре участвуют две стороны: автор и издательство, которые в соответствии со ст.1 Гражданского Кодекса РФ «…действуют на признании равенства участников регулируемых им отношений… и  осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе». Равенство сторон обеспечивается действующим Законодательством, которому должен соответствовать любой легитимный документ, находящийся в правовом поле, в том числе лицензионный договор о предоставлении права использования произведения и различные правила публикации авторских материалов.

Однако… При рассмотрении таких документов (лицензионного договора или правил публикации авторских материалов) автор узнает, что в случае их выполнения, он (автор):

- не должен предоставлять свои произведения, ранее опубликованные в других издательствах (1 ограничение);

- не должен одновременно посылать свое произведение для публикации  в других изданиях (2-ое ограничение);

- не должен после заключения договора предоставлять свое произведение для публикации в другое издательство в течение срока действия договора (3-е ограничение).

В соответствии с лицензионным договором в случае нарушения этого «…вся ответственность, включая материальные требования и издержки, полностью ложатся на автора...». Действительно, звучит довольно строго, особенно в наше демократическое время. «Закон суров, но это - закон» - произнесет по – русски это мудрое латинское изречение автор, подписывающий такой договор с издательством. При этом следует отметить, что подобные ограничения в среднем для разных издательств составляют до 20 процентов от конкретных смысловых позиций текста договора. Указанное обстоятельство обусловливает необходимость рассмотреть эти ограничения с более общих позиций отечественного законодательства и нормативно - правовой практики. Рассматривая этот вопрос, следует иметь в виду, что именно правовая основа тех или иных ограничений действий сторон (автора и издательства) в первую очередь подлежит всестороннему анализу в случае третейского рассмотрения конфликтов и споров, возникающих в процессе  их творческого взаимодействия.

В этом плане целесообразно рассмотреть достаточно распространенную ситуацию, когда автор, не заключая договор с издательством об использовании произведения в периодической печати в письменной форме, выслал созданное им произведение в несколько издательств (для примера, в два адреса), так называемый «самотек». В соответствии с п.2 ст.1286 Гражданского Кодекса РФ, регулирующего взаимоотношения автора и издателя,  «…договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме». В известном смысле для автора имеется определенная свобода действий, не препятствующая     рассылке авторского произведения в разные издательства.

При этом возможна реализация следующих вариантов:

1. Оба издательства не приняли авторское произведение к опубликованию.

2. Одно издательство приняло произведение к опубликованию, другое – нет.

3. Оба издательства одновременно приняли к опубликованию авторское произведение.

В первом случае (это достаточно частый случай, особенно для начинающих авторов) необходимо иметь в виду, что автор, создавая произведение по своей инициативе, действовал на свой страх и риск: затратил определенные нематериальные и материальные ресурсы: время, знания, умение, материальные средства и т.д. Но… Его работа отклонена издательством. Причем в этой ситуации никакой компенсации, страховки и прочее за  израсходованные автором ресурсы не предусматривается: ведь автор действовал в порядке своей личной инициативы и этим все объясняется. Причем, как это ни странно, практически ни у кого, в том числе и у автора, как правило, не имеющего юридической подготовки, не возникает никаких мыслей о какой-либо страховке авторских издержек и  тому подобных гарантиях. В реальной действительности это, как правило, не является поводом для каких-либо юридических коллизий и никаким образом не упоминается в лицензионном (авторском) договоре, хотя он (договор) разработан специалистами издательства и в принципе должен предусматривать равенство участвующих сторон: автора и издательства. Авторский материал отклоняется, зачастую даже без «пламенного или менее сочувствия».

Второй вариант: одно из издательств приняло произведение автора к опубликованию, второе отказало. При этом с автором заключается договор (для периодических изданий договор может быть заключен в устной форме), а после опубликования автору выплачивается предусмотренное договором вознаграждение (авторский гонорар).

Справка:

Здесь и далее речь идет об издательствах, которые выплачивают автору соответствующее авторское вознаграждение. В принципе в этом плане в настоящее время все отечественные издательские учреждения можно разбить на три группы: гонорарные, безгонорарные, антигонорарные.

К первой группе относятся издательские учреждения, которые выплачивают автору за опубликованные материалы определенное денежное вознаграждение. Ко второй группе - издательства, которые не выплачивают автору вознаграждение или до опубликования произведения уведомляют автора о перечислении авторского гонорара, например, на благотворительные цели. Понятие антигонорарного издательства (новый термин) требует некоторого пояснения. Дело в том, что для решения задач подготовки специалистов высшей квалификации, например, для защиты диссертаций, требуется публикация материалов диссертаций в научных изданиях, причем эти публикации должны предшествовать защите диссертации. С этой целью для организации оперативной публикации научных разработок соискателей в последнее десятилетие ХХ века у нас появились и функционируют издательские организации (например, «Объединенный научный журнал», журнал «Право: теория и практика», журнал «Экономика и право», другие специализированные журналы), которые осуществляют срочные платные публикации, при этом за публикацию… платит автор статьи.

Третий вариант – наиболее интересный с точки зрения  анализа правовых отношений, возникающих между автором и издательским учреждением в современном авторском праве. В этом случае  возникает ситуация, когда  автор, разославший свое произведение в два адреса, уже при заключении договора (в устной или письменной форме) является  нарушителем правил публикации или лицензионного (авторского) договора (авторские ограничения приведены выше). Дело в том, что в соответствии с лицензионным договором, разработанным  юридическими специалистами издательства, автор, чтобы не являться нарушителем, должен отправлять свое произведение последовательно по одному адресу и только, дождавшись, увы, отрицательного ответа от одного издательства, отправлять в другое. Действительно, представляется совершенно естественным, что целью издательства является публикация интересных материалов именно в своем печатном органе. Поэтому в существующих авторских договорах должен быть отражен интерес этой  стороны – издательства. Но в договоре присутствует и другая, по Закону равноправная сторона. Эта сторона - автор, который понимает, что издательство может ему отказать, и, естественно, хочет повысить свои шансы быть опубликованным, в частности, сократить расходы времени на реализацию этого процесса посредством отправления своего  произведения разным издательствам. Именно так и предусмотрено в уже цитировавшейся ст.1 Гражданского Кодекса РФ, в соответствии с которой стороны «…действуют на признании равенства участников регулируемых им отношений… и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе». При этом, в соответствии с Основным Законом, действия любой из сторон в достижении своего интереса согласно ст.17  Основного Закона - Конституции РФ, не должны «…нарушать права и свободы других лиц».

Однако… В правилах публикации авторских материалов (статей), в лицензионном (авторском) договоре отражен (зафиксирован) интерес только одной из сторон – издательства. Рассматривая это обстоятельство, необходимо иметь в виду, что автор – гражданин своей страны. Как предусмотрено ст.55 Конституции РФ, «…права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Такого федерального закона, запрещающего автору высылать свое произведение для публикации в несколько издательств, в настоящее время нет. В этом смысле положение лицензионного (авторского) договора, запрещающее автору рассылку своего произведения одновременно в разные издательства, нарушает права автора как гражданина своей страны.

Рассмотрим далее ограничение №3, в соответствии с которым автор обязуется без согласия с издательством не передавать право третьим лицам на произведение или часть его в течение действия договора. Включение этого пункта в авторский договор правомочно, если автор выполнял свою работу в качестве служебного произведения, т.е. автор работал в качестве штатного сотрудника данного издательства. Именно это, как бы по умолчанию, предусматривали составители лицензионных (авторских) договоров и правил опубликования авторских материалов, когда речь идет об этом ограничении. Только в этом случае в соответствии со ст.1295 ГК РФ, издательство, которое состоит с автором в трудовых отношениях, т.е. является работодателем автора, и именно по этой причине имеет исключительное право на использование служебного произведения. Но в подобном случае издательство должно иметь перед своим работником совершенно конкретные обязательства в соответствии с трудовым договором, в частности, в социальной области: оплачивать отпуск (очередной, учебный, декретный), бюллетень по временной потере трудоспособности, начислять трудовой стаж и т.д.

У автора, который создал свое произведение в порядке личной инициативы, т.е. действовал на свой страх и риск, подобных  трудовых отношений с издательством, естественно, нет (в частности, работы по должности в соответствии с штатным расписанием и т.д.). Автор не получает от издательства в течение действия лицензионного договора оплачиваемого отпуска, оплаты бюллетеня в случае временной потери трудоспособности и т.д. Так почему же издательство предусматривает в лицензионном договоре, составленном, кстати, юристами издательства, исключительное право на авторское произведение, т.е. защищая интересы одной стороны и забывая о второй стороне – авторе? Ведь эти стороны равны (ст.1 ГК РФ). Таким образом, если следовать лицензионному договору, издательство присвоило себе права работодателя по отношению к автору, на самом деле таковым не являясь. В этом плане автор, создавший свое произведение в порядке личной инициативы и не имеющий трудового договора с издательством, может осуществлять «…свои гражданские права своей волей и в своем интересе»,  т.е.  автор  вправе после заключения лицензионного (авторского) договора с издательством предлагать свое произведение другому издательству.

Более того, в подтверждение этого довода можно привести пример из области современной отечественной нормативно-правовой практики, когда документами исполнительной власти для некоторых служебных произведений установлены выплаты авторского гонорара за каждое исполнение произведения. Так, постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 года №218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений  литературы и искусства»  «…автору, создавшему в порядке выполнения служебного задания образец произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, …авторское вознаграждение …выплачивается в процентах от отпускной цены каждого экземпляра изделия» (раздел 2, п.3). В определенной степени в пользу возможности опубликования произведения в других издательствах после заключения договора свидетельствует то обстоятельство, что, как уже отмечалось, Гражданский Кодекс РФ (ст.1286) допускает, что «…договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме». Таким образом, автор, создавший свое произведение в порядке личной инициативы, и в формальном плане имеет достаточно степеней свободы для передачи своего произведения в несколько издательств.

Правомерность публикации и соответствующей выплаты авторского вознаграждения за публикацию одного и того же авторского произведения в разных периодических изданиях косвенно подтверждает уже цитировавшееся постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994г. №218. Этот нормативно-правовой документ устанавливает размеры авторского вознаграждения за каждое исполнение произведения, которое составляет определенный процент от сумм валового сбора, поступающих от продажи билетов. В этом плане, применяя содержащийся в Гражданском Кодексе Российской Федерации принцип аналогии Закона (ст.6), можно заключить, что публикация, т.е. издание одного и того же произведения в разных издательствах является аналогом исполнения одного и того же произведения и, соответственно, должно оплачиваться, как это предусмотрено  постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 года №218 (вознаграждение выплачивается автору за каждое исполнение произведения). Другое дело рассматривать ли одну и ту же статью, опубликованную в двух журналах, как один или два научных труда. Естественно, научный труд в этом случае один. И  объективный ответ на этот вопрос будет дан ученым секретарем Ученого Совета, который будет готовить материалы, предоставленные соискателем к защите. Этот сотрудник  потому и называется «ученым секретарем», что может объективно разобраться в подобном вопросе и разъяснить соискателю, что одинаковых статей в разных изданиях – несколько, но научный труд - один. Публикация в нескольких изданиях – способ увеличения тиража. Никакого противоречия в этом случае нет. Как известно, в настоящее время научные периодические издания выходят малыми тиражами: 100, 300, 500 экземпляров. Поэтому вполне естественно желание автора в интересах популяризации своих идей опубликовать свои материалы в нескольких изданиях. Это также приемлемо и потому, что в настоящее время очень многие исследования, особенно прикладного характера, проводятся на стыке двух – трех дисциплин: предметная (техника, медицина, сельское хозяйство, образование, искусство и т.д.) и экономика, право. И в этом плане  совершенно обоснованно могут быть опубликованы в нескольких изданиях по смежным областям знаний.

В заключении представляет интерес рассмотреть взаимоотношения между автором и антигонорарными издательствами. Как отмечалось выше, таким издательствам… автор выплачивает гонорар за публикацию своего произведения. Возникает любопытная юридическая коллизия, порожденная особенностями нашего современного развития, т.е. переходом экономики страны на рыночные отношения, которые формируются и в этой области (система «автор - издательства»). Является ли автор, по мнению таких издательств, нарушителем авторского договора (заключенного в письменной или устной форме), если он отправил и оплатил публикацию одного и того же своего материала в двух  таких издательствах. Представители таких издательств  отмечают, что, по их мнению, нет никаких ограничений в количестве издательств, куда можно отправлять один и тот же авторский материал (это воля и дело автора, здесь полное соответствие ст.1 ГК РФ). При этом желание таких издательств получить прибыль, т.е. опубликовать большее количество произведений (хотя и одинаковых), очевидно, не удастся сдержать лицензионными  (авторскими) договорами и правилами публикации авторских материалов.

Исходя из изложенного, можно сделать следующие выводы по вопросу, вынесенному в заголовок статьи:

1. Автор вправе одновременно высылать свое литературное произведении для публикации в несколько изданий, а также предлагать для издания ранее опубликованные материалы.

2. Издательство в соответствии со своими требованиями вправе публиковать или не публиковать присланные автором материалы (без какой-либо компенсации ресурсов, затраченных автором).

3. Издательство, заключившее авторский договор и опубликовавшее произведение автора, не вправе препятствовать публикации этого произведения (по желанию автора) в другом издательстве.

4. Издательство не вправе включать в свои правила опубликования авторских материалов или лицензионный договор условия, возлагающие на автора все судебные издержки, которые могут возникнуть в случаях претензий со стороны третьих лиц, связанных с нарушением их авторских прав.

 

Литература

1. Постановление Совета Министров РСФСР от 20.03.1962 года  №326 «Об авторском гонораре за произведения политической, научной, производственно-технической, учебной и другой литературы». Справочник автора книги, М., изд-во «Книга»,1966, стр.304-312;

2. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 №5351-1 (с изменениями от 19 июля 1995г., 20 июля 2004г.);

3. …

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Юрайт – Издат, 2003;

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.-560с.;

6. Постановление Правительства РФ «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» от 21.03.1994г. №218 //Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1994. - №13;

7. Словарь – справочник автора. Сост. Л.А.Гильберг и Л.И.Фрид. М.: Книга,1979

 

(__.09.2013г.)

Обсудить на Форуме

 

Для решения вопроса можете воспользоваться нашим предложением: Бесплатная Юридическая Консультация

С этой статьёй так же читают:

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ

Добавьте файл... captcha



Адвокат Денис Лисенков