Телефон Горячей Линии для жителей Москвы и Московской области

Юридическая Консультация в Офисе и по Телефону

С 9-00 до 21-00

(916) 116-44-78

Адвокат Лисенков Денис Валентинович


РЕШЕНИЕ ВАШИХ ПРОБЛЕМ:
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Новая автогражданка что и как планирует изменить Минфин

Обязательную автогражданку - самый крупный вид обязательного страхования в России - ждут большие перемены. Многие из них скажутся и на учете страховых операций. Пока поправки к Закону об ОСАГО находятся лишь в стадии разработки, поэтому вопросов здесь больше, чем ответов. Многое в страховом учете будет зависеть от того, какую именно форму реализации той или иной поправки выберут в итоге. Об этих формах рассказывает Дмитрий Никульшин, один из разработчиков поправок.

Как известно, в этом году Госдума планирует рассмотреть поправки к Закону об ОСАГО, разработанные Минфином. Эти поправки должны сильно поменять "лицо" обязательной "автогражданки". Как и любые существенные изменения в том, что давно работает, данная инициатива Минфина вызывает опасения страховщиков. Они тем более сильны, что многие поправки предполагают разработку дополнительных документов, которые подробно определят работу страховых компаний. Попробую развеять опасения, объяснив, что и как предполагается поменять.

Освобождение страховых тарифов и тарифный коридор

Тарифный коридор может быть создан за счет введения предельно допустимых минимальных и максимальных значений территориального коэффициента и коэффициентов по возрасту и стажу водителей. При этом возможен вариант реализации тарифного коридора, при котором страховщики должны будут разработать сетку коэффициентов, планируемых ими к применению. Эту сетку надо будет обосновать актуарными расчетами и согласовать с органом страхового надзора. Отклонения от нее будут недопустимы (как и отклонения от нынешних тарифов, установленных Правительством).

Опасения, связанные с возможными случаями демпинга отдельных страховщиков при подобной схеме государственного регулирования страховых тарифов, напрасны по следующим причинам. Во-первых, предельные значения страховых тарифов будут экономически обоснованны. Во-вторых, в случае если тарифная сетка страховщика будет фиксированной, то при ее лицензировании в органе страхового надзора также должна проверяться ее экономическая обоснованность. И, в-третьих, законопроект предусматривает полномочия РСА изменять в определенных пределах отчисления страховщиков в компенсационные фонды с учетом достаточности их размера и финансового положения отдельных страховщиков.

 Изменение порядка выплат при причинении вреда здоровью

Помимо повышения страховых сумм со 160 тыс. до 500 тыс. руб., поправки предполагают изменить и порядок выплаты возмещения за причинение вреда здоровью. Оно будет рассчитываться по аналогии со страхованием от несчастных случаев - по таблице выплат. Подобная таблица уже готова и работает в страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами. Скорее всего, таблица выплат по ОСАГО будет такой же.

Натуральное возмещение вреда

Предполагается, что потерпевший в рамках ОСАГО получит право требовать от страховщика возмещения путем ремонта автомобиля. Это положение проекта вызывает больше всего вопросов.

1. Как будет выбираться станция техобслуживания (СТО),

на которую должен быть направлен потерпевший?

В законопроекте сказано, что СТО должна быть выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком. В законопроекте предполагается, что потерпевший может быть направлен только на ту СТО, с которой у страховщика есть договор. Скорее всего, специальных требований к числу и местоположению СТО, с которыми у страховщика есть договор, предъявляться не будет. Это делается в расчете на то, что после введения безальтернативного урегулирования убытков по имуществу при заключении договора ОСАГО страхователи начнут выбирать того страховщика, у которого заключены договоры с предпочтительными для него СТО. Со временем данный фактор может стать заметным конкурентным преимуществом страховщика.

2. Как будет компенсироваться износ автомобиля?

Законопроектом не предусмотрена компенсация суммы износа замененных при восстановительном ремонте деталей, узлов и агрегатов. В настоящее время при натуральном возмещении вреда сумма износа, как правило, покрывается потерпевшим самостоятельно при получении отремонтированного автомобиля со станции техобслуживания. В любом случае на момент выбора формы возмещения вреда потерпевший должен быть проинформирован об условиях каждого из вариантов.

Введение натурального возмещения вреда - первый шаг на пути сближения подходов к выплатам в каско и в ОСАГО, над которым сейчас работает Минфин. Не исключено, что в конечном итоге мы придем к тому, что износ в ОСАГО учитываться не будет.

3. В какой момент выплата будет

считаться осуществленной страховщиком?

Скорее всего, в момент перечисления денег станции техобслуживания. В числе подходов к решению этого вопроса рассматривается и возможность считать датой выплаты дату выдачи страховщиком направления на ремонт. Однако это может повлечь за собой злоупотребления со стороны страховщиков, затягивание процедуры восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства.

Возможно, имеет смысл разделить выполнение страховщиком обязанности перед СТО по оплате ремонта и выполнение им обязанности перед потерпевшим по натуральному возмещению вреда.

Данный вопрос должен быть детально урегулирован в правилах ОСАГО с учетом необходимости защиты прав потребителей, а также сложностей, связанных с осуществлением оплаты страховщиком услуг СТО по каждому отдельному отремонтированному транспортному средству.

4. Кто будет отвечать за качество и срок ремонта:

СТО или страховщик?

За качество и срок ремонта должна отвечать станция техобслуживания. Именно для этого законопроектом предусматривается право выбора потерпевшим станции техобслуживания, с тем чтобы ремонт его транспортного средства осуществлялся на СТО, которой он доверяет.

Безлимитный Европротокол

Законопроектом предполагается, что в порядке эксперимента лимит возмещения по ОСАГО без вызова на место ДТП сотрудников ГИБДД будет равен страховой сумме в четырех регионах: Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. При этом потерпевший должен будет предоставить страховщику фото- или видеозапись с места ДТП и сообщить о месте, где произошла авария.

Сейчас прорабатывается вопрос использования спутниковых навигационных систем (в частности, ГЛОНАСС) для фиксации данных о ДТП.

Какие именно требования будут предъявляться к фиксации данных и порядку их предоставления страховщику, пока точно сказать нельзя. Это будет определено федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на это Правительством Российской Федерации.

В случае успеха предусмотренная в качестве эксперимента процедура оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции может быть распространена на все остальные регионы России.

С этой статьёй так же читают: