С 26.03.2020г. Торгово-промышленная палата РФ и региональные подразделения начали осуществлять выдачу сертификатов о форс-мажоре (обстоятельствах непреодолимой силы)
Телефон Горячей Линии для жителей Москвы и Московской области
Юридическая Консультация в Офисе и по Телефону
С 9-00 до 21-00
(916) 116-44-78
Основные понятия, используемые в системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, приведены в ст. 2 Закона об ОСАГО и п. 4 Правил об ОСАГО.
Понятие владельца транспортного средства - одно из центральных в системе обязательного страхования гражданской ответственности. Оно идентично понятию владельца источника повышенной опасности, содержащемуся в ч. 2 п. 1 ст. 1079 ГК РФ, под которым понимается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.).
Кроме этого, законом определяется, что лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства, традиционно не является владельцем транспортного средства. И здесь можно обнаружить определенное несоответствие. Ведь обладание транспортным средством на основании договора аренды или на основании выданной доверенности относится к случаям заключения гражданско-правовых сделок с собственником или иным владельцем транспортного средства. Это означает, что такое лицо становится владельцем транспортного средства. А в данном случае (по смыслу этой нормы) лицо не является владельцем транспортного средства. Поэтому в закон целесообразно внести уточнения, что здесь речь идет только о подмене трудовых отношений, которые оформляются гражданско-правовыми договорами.
Понятие транспортного средства идентично понятию, содержащемуся в абз. 9 ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и в Правилах дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090. Под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - соглашение, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Данное определение в целом соответствует определению договора страхования, содержащегося в ст. 929, 931 ГК РФ. Характеризуя договор обязательного страхования, его необходимо отнести к группе возмездных (ст. 423 ГК РФ), двусторонне обязывающих, консенсуальных (ст. 433 ГК РФ), публичных договоров (ст. 426 ГК РФ), договоров в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ), договоров присоединения (ст. 428 ГК РФ).
Порядок и условия, на которых заключается договор обязательного страхования, определяются в первую очередь Законом об ОСАГО, а также Правилами обязательного страхования. Кроме того, основы заключения договора обязательного страхования, как и любого страхового договора, определяются ГК РФ и Законом о страховании.
Страхователь - лицо, заключившее договор обязательного страхования со страховщиком. Им является владелец или один из владельцев (при совместном владении) транспортного средства, которое используется на территории Российской Федерации. Исходя из положений ст. 5 Закона о страховании, страхователями являются юридические лица и дееспособные физические лица, которые заключают договоры страхования.
Страхователи в обязательном страховании как владельцы транспортного средства, безусловно, имеют страховой интерес в отношении объекта страхования, так как причинение вреда потерпевшему будет влечь наступление гражданской правовой ответственности страхователя или иного лица, ответственность которого застрахована, перед потерпевшим.
Страховщик - контрагент страхователя по договору страхования, им может являться только страховая организация, действующая на основании выданной Федеральной службой страхового надзора лицензии на данный вид страхования.
Страховой случай - совершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность провести страховые выплаты (ст. 9 Закона о страховании). В данном случае - наступление гражданской ответственности владельца источника повышенной опасности, ответственность которого застрахована, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.
Следует отметить, что Федеральным законом об изменении обязательного страхования от 1 декабря 2007 г. понятие страхового случая было скорректировано.
Если ранее в определении указывалось, что страховой случай - это наступление гражданской ответственности страхователя или иного лица, риск ответственности которых застрахован по договору, то теперь делается акцент на то, что это наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства.
Это представляется логичным, так как в силу ст. 1079 ГК РФ ответственным лицом за вред, причиненный источником повышенной опасности, является его владелец. (По своей сути такое определение является частичным воспроизведением прежней редакции Правил обязательного страхования, действовавшей до внесения в нее изменения от 1 октября 2006 г. В ней страховой случай определялся как наступление гражданской ответственности за причинение в результате дорожно-транспортного происшествия в период действия договора обязательного страхования владельцем транспортного средства вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату. Правда, в прежнем определении основной акцент был не на наступлении ответственности, а на причинении вреда.)
В связи с принятием Федерального закона об изменении обязательного страхования от 1 декабря 2007 г. понятие страхового случая, содержащееся в Правилах обязательного страхования, подверглось соответствующей корректировке.
В сущности, страхователь и является тем владельцем транспортного средства как источника повышенной опасности или одним из владельцев, который по договоренности выполняет обязанность по обязательному страхованию, если владельцев источника повышенной опасности несколько.
Страховые тарифы - установленные Правительством Российской Федерации ценовые ставки, которые применяются страховщиками для расчетов страховых премий по договорам обязательного страхования.
Компенсационные выплаты - особый вид выплат, осуществляемый профессиональным объединением страховщиков в случаях и в порядке, которые прямо предусмотрены Федеральным законом об обязательном страховании, когда страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена.
Представитель страховщика в субъекте Российской Федерации - обособленное подразделение или филиал страховой организации, осуществляющий полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и по их осуществлению, или другая страховая организация, осуществляющая на основании заключенного с ней договора указанные полномочия. Тем самым законодательство ставит дополнительное условие для деятельности страховых компаний по обязательному страхованию и для получения лицензии - наличие широкой сети представителей по всей территории Российской Федерации. Данное условие выполняет функции дополнительной гарантии интересов потерпевших.
Профессиональное объединение страховщиков - некоммерческая организация, действующая в установленном порядке в целях обеспечения взаимодействия страховщиков и разработки правил профессиональной деятельности. В целях осуществления данных функций образован Российский союз автостраховщиков (РСА), который является единым общероссийским профессиональным объединением, основанным на принципе обязательного членства страховщиков.
Ограниченное использование транспортных средств, находящихся в собственности или во владении граждан, - управление транспортными средствами, находящимися в собственности или во владении граждан, только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортных средств, в течение трех и более месяцев в календарном году.
Ограниченное использование транспортных средств, находящихся в собственности или во владении юридических лиц, - сезонное использование транспортных средств, находящихся в собственности или во владении юридических лиц (снегоуборочные, сельскохозяйственные, поливочные и другие специальные транспортные средства), в течение трех и более месяцев в календарном году.