Телефон Горячей Линии для жителей Москвы и Московской области

Юридическая Консультация в Офисе и по Телефону

С 9-00 до 21-00

(916) 116-44-78

Адвокат Лисенков Денис Валентинович


РЕШЕНИЕ ВАШИХ ПРОБЛЕМ:
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Банкротство застройщика юридическая помощь

Банкротство застройщика юридическая помощь

Самый первый вопрос, возникающий при обращении к §7 гл.IX Федерального закона от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», это порядок заявления о введении в отношении должника процедуры банкротства застройщика. Кто вправе подать такое заявление, на какой стадии процесса подается заявление, каковы основания для введения данной процедуры, правила рассмотрения заявления судом, возможности обжалования определений суда по итогам рассмотрения заявлений. 

Пункт 3 ст.201.1 Закона о банкротстве устанавливает правило, что сведения о том, что должник является застройщиком, подлежат указанию должником либо, если об этом известно конкурсному кредитору или уполномоченному органу, в заявлении о признании должника банкротом. Сведения о применении в отношении должника правил §7 гл.IX указываются в этом случае судом уже на стадии принятия к производству заявления должника.

На первый взгляд в данной норме нет ничего сложного и подвергать сомнению на первый взгляд нечего, но давайте разберемся более детально.

Обратимся к нормам АПК РФ и ст.42 Закона.

АПК РФ в ст. 127 определил, что при принятии заявления арбитражный суд выносит определение, в котором указывает на подготовку дела к судебному разбирательству, действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, сроки их совершения.

Статья 42 Закона устанавливает, что при принятии заявления о признании должника несостоятельным суд выносит определение, в котором указываются кандидатура арбитражного управляющего и (или) саморегулируемая организация, регистрационные данные должника, а также дата рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом.

Иных сведений в определениях о принятии заявлений арбитражными судами процессуальными нормами Кодекса и Закона не установлено. Однако п. 3 ст. 201.1 Закона вносит коррективы в эти правила и указывает на обязанность суда отреагировать на представленную в заявлении информацию о том, что должник является застройщиком путем указания в определении о принятии заявления на применение при банкротстве должника правил параграфа 7 гл. IX Закона. Таким образом, суд определяет статус должника до начала рассмотрения обоснованности заявления о признании должника несостоятельным. Данная новелла в корне меняет ранее установленные правила, по которым статусное положение стороны процесса определялось в судебном заседании.

Интересен в этом плане и вопрос, кто вправе заявить о применении в отношении должника правил § 7 гл. IX на стадии подачи в суд заявления о признании должника несостоятельным.

Абзац 1 п. 3 ст. 201.1 в качестве таких заявителей назвал должника, конкурсного кредитора и уполномоченный орган, т.е. всех тех лиц, которые указываются в ст. 7 Закона. Если в отношении должника вопросов практически не возникает, действительно, кто лучше самого должника может знать, имел ли он обязательства по передаче жилых помещений в многоквартирных домах или нет, то вот с другими названными заявителями возникает много вопросов и разрешение их на стадии принятия заявления достаточно трудное и спорное. Если заявителем выступает конкурсный кредитор - участник строительства и его обязательство установлено вступившим в законную силу решением суда, которым кроме размера требования к должнику установлено основание возникновения данного требования - неисполнение обязанности по передаче жилого помещения в многоквартирном доме, в этом случае также не возникает проблемы для определения статусного положения должника. Однако, если заявителем выступает конкурсный кредитор, чьи требования основаны на гражданско-правовых отношениях, не связанных с обязательствами должника как застройщика, или уполномоченный орган, в лице которых чаще всего выступает Федеральная налоговая служба, то даже если в их заявлении указывается на необходимость введения в отношении должника правил параграфа 7 гл. IX Закона, у суда не может быть бесспорного основания для введения в отношении должника процедуры банкротства застройщика, поскольку ни указанный кредитор, ни уполномоченный орган не могут иметь неопровержимые доказательства того, что должник является застройщиком.

После подачи заявления конкурсного кредитора, но до рассмотрения обоснованности его заявления и введения процедуры наблюдения поданы заявления от других кредиторов - физических лиц о вступлении в дело по ст. 42 Закона с указанием о применении в отношении должника специальных норм параграфа 7 гл. IX Закона, т.е. о признании его застройщиком и передаче дела по правилу п. 4 ст. 201.1 Закона в Арбитражный суд Московской области по месту нахождения объекта строительства и основного количества кредиторов - участников строительства. До рассмотрения заявления первого заявителя о введении в отношении должника наблюдения суд рассматривает заявление второго заявителя о введении в отношении должника процедуры банкротство застройщика и передаче дела по подсудности в Арбитражный суд Московской области. Заявление признано обоснованным и в отношении должника вводится процедура банкротства застройщика с передачей дела в Арбитражный суд Московской области без рассмотрения обоснованности заявления первого заявителя и без введения процедуры наблюдения. При этом суд обязывает опубликовать сведения в соответствии со ст. 28 Закона.

Отсюда напрашивается вывод, что судам практически невозможно определиться со статусным положением должника на стадии возбуждения дела о банкротстве, поэтому в практике суды не выносят определений о принятии заявления о признании должника несостоятельным, в которых указывают о применении в отношении должника правил параграфа 7 гл. IX Закона. При этом встречаются довольно интересные исключения.

В своих обращениях граждане указали, что обязательства по договорам не исполнены, жилые дома в эксплуатацию не сданы, право собственности на них соинвесторам не передано, денежные средства, внесенные гражданами, не возвращены, в связи с чем граждане просят суд применить правила параграфа 7 гл. IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с целью защиты их прав.

Представители лиц, вступивших в дело, просят суд передать дело о банкротстве на рассмотрение в Арбитражный суд Московской области в связи с тем, что деятельность осуществлялась на территории Московской области, все имущество должника, объекты строительства находятся на территории Московской области, а также граждане, предоставившие свои средства для строительства, проживают на территории Московской области.

По итогам рассмотрения ходатайств лиц, участвующих в деле, суд определил применить при банкротстве правила параграфа 7 гл. IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Передать дело о банкротстве общества с ограниченной ответственностью на рассмотрение Арбитражного суда Московской области.

До передачи дела в Арбитражный суд Московской области процедура наблюдения не была введена.

Довольно интересным видится право суда самостоятельно применить в отношении должника правила параграфа 7 гл. IX Закона, если ему станет известно о том, что должник является застройщиком, после возбуждения дела о банкротстве. Напрашивается ряд вопросов - каким образом суду стало известно о том, что должник обладает неисполненными обязательствами по передаче жилых помещений в многоквартирных домах, какое значение для суда имеет полученная информация вне судебного процесса, обязан ли суд, во всяком случае, при получении информации о наличии у должника неисполненных обязательств по передаче жилых помещений вводить в отношении него правила параграфа 7 гл. IX?

Кто, кроме участников судебного процесса по признанию должника несостоятельным, вправе информировать суд о наличии у должника неисполненных обязательств по передаче жилых помещений в Законе и иных законодательных актах не указывается. На практике такими полномочиями обладают региональные правительственные органы строительной сферы.

В 2013 г. при Правительстве Московской области был создан комитет Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью, именно этот орган в Московской области вел реестры проблемных строительных объектов и имел возможность информировать суды о неисполнении должниками обязательств по передаче жилых помещений в многоквартирных домах. В октябре 2013 г. этот комитет реорганизован, его полномочия переданы министерству строительного комплекса.

Также Законом не урегулирован вопрос, в каком порядке рассматривает суд ходатайство о введении в отношении должника процедуры банкротства застройщика, в случае, если ходатайство подано после возбуждения дела о банкротстве. Необходимо ли выносить данный вопрос в отдельное судебное заседание или этот вопрос может разрешаться в заседании по рассмотрению обоснованности заявления кредитора о включении его требования в реестр требований должника? Судам дана в этом вопросе полная свобода действий.

Ряд судов выносит вопрос о введении в отношении должника процедуры банкротство застройщика без заявления специального ходатайства, ограничившись лишь заявлением конкурсного кредитора, из которого усматривается наличие неисполненного должником обязательства по передаче жилого помещения в многоквартирном доме.

Определением от 29.09.2011 суд первой инстанции по собственной инициативе назначил судебное заседание по рассмотрению вопроса о применении при банкротстве общества правил параграфа 7 гл. IX Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).

Определение ФАС Северо-Западного округа от 03.08.2012 по делу N А56-72164/2010: лица обратились в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов их требований о передаче жилого помещения.

Определением от 01.02.2012 суд по собственной инициативе назначил судебное заседание по вопросу о применении при проведении процедуры банкротства предпринимателя параграфа 7 гл. IX "Банкротство застройщиков" Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).

Наряду с указанными выводами судов имеются противоположные выводы с отказом в удовлетворении ходатайств участников строительства о включении их требований о передаче жилых помещений или денежных средств в реестр кредиторов по причине невведения в отношении должника процедуры банкротства застройщика. При этом суды по своей инициативе не вводят данную процедуру, получив ходатайства дольщиков.

До решения вопроса о рассмотрении дела о банкротстве фирмы по правилам параграфа 7 гл. IX Закона о банкротстве требования, предъявленные к должнику именно как к застройщику, не могли быть рассмотрены.

Следует отметить, что п. 3 ст. 201.1 Закона вводит парадоксальное противоречие двух процессуальных действий, имеющих одинаковое последствие. В первом случае при указании о том, что должник является застройщиком в заявлении должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа суд определяется по вопросу наличия или отсутствия признаков банкротства застройщика самостоятельно, без вызова сторон, предъявления дополнительных доказательств и заслушивания возражений участников процесса. В случае подачи ходатайства о введении в отношении должника правил банкротства застройщика суд рассматривает данное ходатайство в судебном процессе с учетом представленных доказательств и мнения сторон. Налицо явная диспропорция в регулировании и нарушение прав и интересов участников сторон. Это может и не имело бы таких глубоких последствий, если бы при присвоении должнику статуса застройщика у конкурсных кредиторов не возникало различия в способах и сроках удовлетворения их требований.

Также следует учесть, что Закон не дал сторонам процесса полного процессуального механизма для обжалования определения о введении в отношении должника правил параграфа 7 гл. IX Закона, ведь обжаловать это определение возможно только в апелляционном суде, кассационного обжалования по данному вопросу не предусмотрено. Абзацем 3 п. 3 ст. 201.1 Закона о банкротстве предусмотрено право арбитражного суда вынести по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, или по собственной инициативе определение о применении при банкротстве должника правил параграфа 7 или об отказе в применении указанного параграфа.

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено вынесение подобных определений. Законом о банкротстве также не установлено, что такое определение может быть обжаловано. Следовательно, определение об отказе в применении при рассмотрении дела о банкротстве правил параграфа 7 гл. IX Закона о банкротстве отвечает условиям, указанным в п. 3 ст. 61 Закона о банкротстве, и может быть обжаловано лишь в апелляционную инстанцию.

Правда, есть отдельные случаи обращения в ВАС РФ с обжалованием определений судов и постановлений апелляционных судов по данному вопросу, но они единичны и по ним не удается пока сложить определенное направление правоприменительной практики.

Параграф 7 гл. IX ввел значительные изменения в Закон "О несостоятельности (банкротстве)", кроме того, дал новые механизмы процессуальным аспектам банкротства, таким как право суда самостоятельно вводить специальную процедуру, право принимать для процессуального реагирования информацию, полученную не от участников процесса. К сожалению, законодателем недостаточно детально прописаны новые процессуальные действия суда и участников процесса, поэтому судам приходится устранять пробелы законодательства наработкой практики. Верится, что порядок действий по установлению в отношении должника правил параграфа 7 гл. IX Закона будет выработан судами в ближайшее время и будет сформулирован с учетом принципа единообразия судебной практики.

С этой статьёй так же читают: