
С 26.03.2020г. Торгово-промышленная палата РФ и региональные подразделения начали осуществлять выдачу сертификатов о форс-мажоре (обстоятельствах непреодолимой силы)
Телефон Горячей Линии для жителей Москвы и Московской области
Юридическая Консультация в Офисе и по Телефону
С 9-00 до 21-00
(916) 116-44-78
У пассажира есть право отказаться от воздушной перевозки и право вернуть неиспользованный билет для проезда в поезде дальнего следования (ст. 108 ВК РФ; п. 226 Общих правил воздушных перевозок, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82; ст. 83 Устава железнодорожного транспорта РФ; п. 25 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111).
В зависимости от причины отказа его можно признать либо вынужденным, либо добровольным (п. п. 229 и 227 Общих правил). Так, вынужденным считается отказ, если его вызвали:
- отмена или задержка рейса, указанного в билете;
- изменение перевозчиком маршрута перевозки;
- выполнение рейса не по расписанию;
- несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
- несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
- необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
- внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами;
- непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
- неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом.
Этот перечень не является окончательным. Авиакомпания может признать вынужденным отказ, основанный и на других причинах.
В случае вынужденного возврата перевозчик должен сделать отметку в авиабилете о причинах такого возврата (п. 228 Общих правил).
Авиакомпании имеют право устанавливать свои правила предъявления пассажирами требований о возврате суммы, уплаченной за билет (п. 234 Общих правил).
Расчет возвращаемой провозной платы зависит от причины отказа от билета и производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утв. Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155.
Как правило, чем меньше времени остается до вылета, тем больше будет сумма комиссии за возврат билета.
Обычно для отказа от полета и возврата денежных средств нужно сделать следующее:
1. Обратиться в службу поддержки клиентов той компании, где был куплен авиабилет, - авиакомпанию, турагентство, интернет-сайт по продаже авиабилетов.
2. Заполнить анкету на возврат электронного авиабилета. Ссылку на анкету можно найти на сайте компании, в которой был куплен авиабилет. Если не получается найти ссылку, свяжитесь по телефону, указанному на сайте, со службой поддержки компании и попросите выслать бланк по адресу электронной почты, куда высылали электронный авиабилет.
3. Сделать сканированную копию документа - гражданского паспорта, на который был оформлен электронный авиабилет, заполнить заявление о возврате билета, обязательно в заявлении указать все данные билета, дату, номер рейса, номер заказа и др. Эти сведения хранятся в электронной почте, куда был направлен электронный авиабилет.
4. Оформить возврат электронного авиабилета можно непосредственно в офисе продаж компании, в которой был куплен авиабилет.
Анкета на возврат авиабилета может быть принята от пассажира, указанного в авиабилете, либо от лица, уполномоченного нотариальной доверенностью.
В анкете о возврате авиабилета указывается способ расчета. Как правило, деньги за авиабилет перечисляют тем же путем, которым была произведена оплата:
- на расчетный счет, на банковскую карту;
- на электронный кошелек;
- наличными.
Условия, касающиеся обмена и возврата, можно найти на сайте авиакомпании в разделе о покупке авиабилетов. Напоминаем, что у каждой авиакомпании свои правила возврата в соответствии с действующим законодательством страны, где она находится.
Подробную информацию о порядке возврата электронного железнодорожного билета можно найти на сайте РЖД.